Вернуть нельзя выбросить
Что происходит с товарами, которые вы возвращаете в магазины? За всю жизнь я возвращала покупку всего пару раз, но никогда не задумывалась, что дальше происходит с вещью. Понятно, что бракованный товар списывают, хотя лучше его отремонтировать, если возможно, и продать с уценкой. А если возвращают новую вещь, просто потому что она не подошла? Магазин снова выставляет ее на продажу? Такой вариант всегда казался мне самым логичным. По крайней мере до момента, пока я не прочитала расследование, касающееся торговой площадки Amazon Canada. Рассказываю, что выяснили журналисты о судьбе возвращаемых Amazon товаров.
Если коротко, журналисты Marketplace выяснили, что сотни тысяч хороших товаров, которые возвращаются ретейлеру, в лучшем случае перепродаются или отправляются на переработку, в худшем — оказываются на свалке или уничтожаются.
Чтобы выяснить, куда попадают возвраты, журналисты заказали на сайте Amazon несколько товаров: рюкзак из искусственной кожи, комбинезон, принтер, кофеварку, небольшую палатку, детские игрушки и несколько предметов домашнего обихода — и отправили всё это обратно в том виде, в котором их получили, предварительно поместив в товары GPS-трекеры. Путь вещей журналисты отслеживали совместно с Basel Action Network, некоммерческой экологической организацией из Сиэтла, специализирующейся на отслеживании отходов по всему миру.
От 30 до 40% всех онлайн-покупок отправляются обратно. Если речь идет о товарах из строительных магазинов, процент возврата составляет менее 10.
Кевин Лайонс, доцент Ратгерского университета в Нью-Джерси, специализирующийся на управлении цепочкой поставок и экологической политике
Многие товары возвращались какими-то совершенно невообразимыми путями, преодолевая несколько сотен, а порой даже тысяч километров, чтобы добраться до пункта назначения. Так, игрушки проехали более 950 км, прежде чем нашли нового покупателя в Квебеке, а принтер преодолел более 1000 километров, путешествуя по южному Онтарио. На момент публикации расследования всего из 12 возвращенных товаров только четыре Amazon перепродал новым клиентам.
Рюкзак из искусственной кожи в итоге оказался на предприятии по переработке отходов в Онтарио, куда прибыл со склада Amazon (ретейлер заявил, что рюкзак приехал поврежденным и не подлежал перепродаже).
По оценке технологической компании Optoro, которая специализируется на оптимизации обратной логистики — процесса сортировки по розничным возвратам, каждый год розничным торговцам возвращаются товары на сумму 400 миллиардов долларов, что приводит к образованию 2,3 млн тонн отходов.
Это проблема не только Amazon, а всех гигантов электронной коммерции. Тем не менее, у Amazon есть правила бесплатного возврата, что побуждает клиентов покупать больше, чем им нужно, и возвращать то, что им не нужно. Такая тактика, по мнению Джейсона Голдберга из маркетингового и рекламного агентства Publicis Groupe, привела к трагическим последствиям для окружающей среды и бизнеса. По его словам, эффективно обрабатывать возврат продуктов — сложно и дорого для всех розничных продавцов электронной коммерции. Можно считать удачей, если ретейлеры смогут продать хотя бы половину всех возвращенных товаров как новые. Огромное количество товаров приходится утилизировать другими способами: через переработку, уничтожение или захоронение.
Журналисты Marketplace, представившись потенциальными клиентами, побывали на предприятии по переработке электронных отходов и уничтожению продукции в Торонто, представитель которого сообщил, что предприятие получает тонны возвратов Amazon и что каждую неделю здесь уничтожают минимум один тягач с прицепом возвратов Amazon (а порой и до трех-пяти грузовиков). Как правило, предприятия, помогающие торговым площадкам избавляться от отходов, не разглашают информацию о своих клиентах, поскольку не хотят лишиться контрактов. Поэтому журналисты записывали все на скрытую камеру.
Представитель Amazon в ответ на расследование заявил, что компания старается перепродавать возвраты другим клиентам или ликвидаторам, возвращать поставщикам или передавать их благотворительным организациям. Утилизацию в Amazon называют крайней мерой. Действительно, Amazon продает возвращенные товары на своем сайте через платформу Amazon Warehouse. Кроме того, возвраты Amazon — целыми поддонами или по отдельности — можно покупать онлайн через виртуальные аукционы. Однако когда журналисты спросили у Amazon, какой процент возвращаемых товаров отправляется на свалку, переработку или уничтожение, компания не ответила.
Какой из всего этого следует сделать вывод? Мы как потребители должны ответственно подходить к покупкам: покупать только необходимое и тщательно выбирать товар, чтобы не пришлось его возвращать. И дело даже не в увеличении углеродного следа товара в случае возврата, а в том, что его дальнейшая судьба нам неизвестна. Правда, у меня есть еще одна причина тщательно выбирать покупку: я банально не хочу тратить время на возврат. Поэтому, если я хотя бы немного сомневаюсь, я лучше вовсе откажусь от покупки, чем получу головную боль, связанную с возвратом товара или поиском для нее нового хозяина.
Фото: CBC
comments powered by HyperComments