Сколько одежды нужно для счастья?
Термин fast fashion (быстрая мода) давно ассоциируется с одноразовыми вещами, потогонным производством и сверхпотреблением. Но какое мне дело, если любимый бренд выпустил очередную модную коллекцию, а я целый месяц не покупала ничего новенького?! Зачем мне знать, кто сделал сумочку, если она подходит к туфлям? Ну и что, что она пятнадцатая?! Зато я идеально сочетаю вещи из своего гардероба. Когда-то и я так рассуждала, но потом всё изменилось. Сегодня мне хочется поговорить о ловушках, умело расставленных маркетологами, грязных фактах модной индустрии и настоящих причинах того, что заставляет нас проводить выходные в магазинах.
Куда спешим? Fast fashion
Термин fast fashion (в переводе с англ. — «быстрая мода») появился благодаря масс-маркету, родоначальники которого однажды решили копировать идеи ведущих дизайнеров, подсмотренные на Неделе моды, и выпускать модные коллекции каждые две недели, моментально адаптируясь к новым трендам.
Впервые стратегию fast fashion использовал испанский бренд Zara. В его первом магазине, открытом в 1975 году, продавались копии одежды известных модных домов. Правда, основателю бренда Амансио Ортега не нравилось, что ассортимент магазина обновлялся слишком медленно. В те времена с момента создания дизайна до поступления одежды в продажу проходило примерно полгода, то есть новые коллекции выпускались два раза в год. Ортега много лет не мог решить задачу, пока не встретил бизнесмена Хосе Марию Кастеллано, который, присоединившись к Zara, придумал новую схему распространения одежды. Благодаря Кастеллано Zara сократила время создания продукта от разработки дизайна до поступления в продажу всего до двух недель! К концу XX века на бренд работали более 200 дизайнеров — они моментально реагировали на новые модные тренды и выпускали одну коллекцию за другой.
Zara и сегодня остаётся флагманом fast fashion наряду с H&M и другими масс-маркет брендами. Кстати, Zara — это лишь один из брендов группы компаний Inditex, которой также принадлежат Massimo Dutti, Pull&Bear, Oysho, Zara Home, Stradivarius и Bershka.
Одежда с истекающим сроком годности
Логично предположить, что с такой скоростью выпуска новых коллекций у одежды просто обязан был появиться срок годности, иначе новые коллекции невозможно было бы продать. Представители сегмента fast fashion добились этого двумя способами. Во-первых, они стали выпускать одноразовые вещи. Из-за низкого качества текстиля одежда стала портиться гораздо быстрее. Во-вторых, маркетологи постоянно напоминают нам, как важно следовать моде, чтобы быть успешным, — и мы следим за новинками.
Сегодня о новых трендах написали глянцевые журналы, а завтра коллекции с модными цветами и фасонами уже появились в масс-маркете по бросовым ценам. Как тут удержаться от покупки? Особенно если можно принести с собой мешок одежды из старой коллекции и получить за него скидку на новую.
Истинная цена моды
Вы когда-нибудь спрашивали себя, почему одежда в магазинах вроде H&M или Bershka стоит так дёшево? Почему футболка из 100% хлопка стоит 200 рублей? Давайте заглянем за кулисы модной индустрии — представим жизненный цикл самой обычной футболки. Предположим, хлопок вырастили в Индии или Турции. Там его собрали и отправили в Китай или Бангладеш, где сшили из него футболку, постирали её, упаковали и отправили в Россию на продажу. На каждом этапе были задействованы человеческие, природные и энергетические ресурсы — и каждый предполагает финансовые вложения, не говоря уже о прибыли, которую хотят получить производитель, дистрибутор и ритейлер. А теперь подумайте: может футболка, на создание которой ушло столько сил и денег, стоить 200 рублей?
Чтобы вы поняли принципы ценообразования, на которые опирается индустрия fast fashion, да и не только она, рекомендую посмотреть 20-минутный фильм «История вещей», он доступен на YouTube. Если коротко, на самом деле за дешёвые вещи, которые мы покупаем, платят люди на другом конце света и окружающая среда — и платят куда дороже, чем мы с вами.
Грязные факты об индустрии моды
Модная индустрия — одно из самых вредных производств на планете. На неё ежегодно приходится 10% глобальных выбросов углекислого газа. Кроме того, в этой индустрии используется четверть всех химических веществ на планете. По объёмам потребления воды текстильная промышленность — вторая после сельского хозяйства.
Окружающей среде вредит каждый этап производства одежды. В атмосферу попадает углекислый газ, в водоёмы — токсичные отходы производства с фабрик, которые отравляют всё живое, включая людей, чьи дома расположены вблизи таких заводов. Ущерб резко увеличился с появлением индустрии быстрой моды.
Жители Нью-Йорка ежегодно выбрасывают около 200 000 тонн одежды, сумок, ремней и других вещей. Средняя американская семья производит почти 40 килограммов текстильных отходов в год.
Быструю моду критикуют не только за ущерб окружающей среде, но и за потогонное производство — полулегальную схему использования наемного труда, когда работники трудятся в ужасных условиях за гроши. Много потогонных фабрик действует в развивающихся странах, таких как Индия, Китай, Камбоджа, Индонезия, Вьетнам, Бангладеш. У тех, кто здесь трудится, нет медицинской страховки, отпуска по беременности. На таких фабриках запрещены перерывы на отдых, нет кондиционеров, порой рабочие не могут даже встать со своего места в течение всей смены. Я читала, что на некоторых заводах молодых девушек заставляют сдавать тест на беременность, чтобы работодателю не пришлось выплачивать декретные.
Бренды скрывают факты использования по сути рабского труда, и всё же иногда они выходят наружу. В 2010 году фабрика компании H&M в Бангладеш загорелась — из-за заблокированных выходов и нехватки средств пожаротушения погибли 24 человека. В том же году скандал разразился вокруг бренда The Gap в 2010 году. Выяснилось, что пошивом одежды для бренда занимались работники в Индии, которые трудились по 16 часов за 40 центов в день. В использовании услуг потогонных фабрик несколько лет назад уличили группу компаний Inditex. На фабрике в Бразилии в антисанитарных условиях по 16 часов в сутки трудились мигранты из Боливии и Перу.
Крупнейшая трагедия на потогонном производстве произошла 24 апреля 2013 года. Тогда в Бангладеш рухнуло восьмиэтажное здание Rana Plaza, где находились предприятия по пошиву одежды многих известных компаний. Несоблюдение норм безопасности стало причиной одной из крупнейших техногенных катастроф — тогда погибли 1129 человек и пострадали около 2500. После этого мир вновь заговорил об обратной стороне моды: ужасных условиях труда, мизерном заработке, токсинах, бесчеловечном отношении к работникам и погоне за дешевизной.
Каждый год по всему миру проходит Fashion Revolution Week, когда люди задают вопрос брендам: who made my clothes (кто сделал мою одежду)? Его цель — привлечь внимание к проблемам модной индустрии, поддержать тех, кто выращивает хлопок, создаёт ткани, шьёт вещи, заставить производителей изменить подход и отрасль в целом, начать мыслить экологично, уважать чужой труд и себя.
Чтобы присоединиться к движению, сфотографируйте любую вещь из своего гардероба, опубликуйте фото и расскажите об акции — задайте вопрос брендам #whomademyclothes, отметив их аккаунты под фото.
Неоднозначные инициативы
Так что же нам делать с чрезмерным производством и потреблением, загрязнением окружающей среды? Понимая, что эти вопросы волнуют людей всё больше, некоторые бренды придумывают, на мой взгляд, неоднозначные инициативы. Например, H&M принимает в своих магазинах одежду на переработку, обменивая её на скидочные купоны в своих же магазинах. На первый взгляд хорошая инициатива, но у меня есть два аргумента против. Первый — H&M тем самым поощряет консьюмеризм. Почему бы им вместе купонов не предлагать, скажем, услуги по ремонту одежды? Второй аргумент — не все вещи, которые люди приносят в H&M, перерабатываются.
По данным Гринпис, даже у H&M, которая первой стала принимать одежду на переработку, сегодня не существует технологии, позволяющей получить качественное переработанное сырьё для создания новой одежды из всего, что им приносят. Механическая переработка шерсти и хлопка предполагает измельчение волокон, что ухудшает качество материала, а со смешанными тканями всё ещё сложнее. Вот почему H&M продолжает использовать в основном первичное сырьё для создания одноразовых вещей. Немалую часть из собранной одежды компания отправляет в страны третьего мира, которые, сообщает Гринпис, уже задыхаются от переизбытка ненужных вещей.
И всё же решение проблемы есть — модные бренды должны изменить бизнес-модель и отказаться от одноразовых вещей. Нам нужна прочная одежда, пригодная для ремонта и дальнейшей переработки!
Мы со своей стороны тоже можем внести огромный вклад — нам лишь нужно осознать, что для счастливой и здоровой жизни нам не нужно много вещей. В своё время у меня это получилось.
Как я перестала скупать всё подряд
Лет семь назад я чуть ли не каждый выходной проводила в магазинах, покупая обувь, сумки, украшения, одежду, многие из которых так и оставались лежать в шкафу. Сейчас в это верится с трудом. Сегодня я покупаю только то, без чего никак не обойтись: нужна зимняя шапка, потому что на дворе ноябрь, или старые осенние ботинки отслужили свой срок. И, знаете, я не чувствую себя несчастной! Наоборот, я люблю каждую вещь в своём минималистичном гардеробе, умею сочетать их и всегда хорошо выгляжу, чувствую себя комфортно и уверенно. Многие из вас могут похвастаться тем же?
Порой мне кажется, что у меня появилась аллергия на магазины. Полчаса я могу продержаться, но потом сбегаю, как правило, так ничего и не купив. Старый плащ уже не кажется таким старым, да и зимние ботинки ещё очень даже ничего :) Думаю, в том числе поэтому я стала отдавать предпочтение вещам определённых брендов. Я точно знаю, что найду в LEVI’S самые удобные джинсы, а в ECCO — качественную обувь. К слову, мой муж только год назад выбросил ботинки ECCO, которые носил — внимание — 13 лет! Выбросил, потому что подошва не выдержала и развалилась, хотя верхняя часть могла ещё жить и жить.
Вопрос в том, почему я перестала скупать всё подряд? Анализируя своё поведение, скажу, что шопинг был психотерапией. Знакомая история, правда? Кто-то трескает пирожные, а кто-то тратит деньги на одежду, ну или делает и то, и другое, если совсем всё плохо)) К счастью, тот период моей жизни остался позади, во многом благодаря моему мужу. У нас гармоничные отношения, мы с удовольствием проводим время вместе, и никакая психотерапия в виде шопинга мне не нужна. Настоящее счастье — оно не в вещах и уж тем более не в их количестве. Оно в отношениях с близкими, в любви и заботе, которая измеряется не подарками, а вниманием, общением и поддержкой.
comments powered by HyperComments