Фудшеринг во время кризиса глазами волонтера
Я давно хотела показать, как устроен фудшеринг — через рассказ волонтера. И вот, наконец, поговорила с подругой, волонтером из Санкт-Петербурга, и заодно узнала у нее, как изменился фудшеринг в условиях кризиса.
Напомню, фудшеринг — это практика распределения продуктов (обычно с истекающим сроком годности) между людьми при помощи специальных организаций или онлайн-платформ. В России существуют разные модели фудшеринга:
Банк еды
Первым в России банком еды стал фонд продовольствия «Русь» — крупнейший на сегодняшний день фудшеринг-проект в стране. Производители и розничные магазины бесплатно передают фонду продукты с истекающим сроком годности, нарушениями маркировки или упаковки, а тот в свою очередь передает их нуждающимся через благотворительные организации и социальные службы. Фонд зарегистрирован как НКО и действует в нескольких десятках регионов России. В рамках фонда существует система контроля качества продуктов — они проходят сортировку и отбор.
Волонтерские движения
Помогают организациям не выбрасывать еду, а людям — получать ее бесплатно для себя и других. Волонтеры находят компании, готовые отдавать еду нуждающимся, и регулярно в назначенное время забирают продукты — что-то оставляют себе, но большую часть передают напрямую нуждающимся. Объявления о раздаче публикуются в группах в социальных сетях. Здесь же могут отдавать еду обычные люди. В таких группах запрещены обмен (например, на шоколадку) и продажа еды.
Онлайн-сообщества
Помимо волонтерских движений в разных городах и районах образуются сообщества (опять же в социальных сетях), где обычные пользователи размещают объявления о том, что хотят отдать какие-то продукты, чтобы спасти их от утилизации. Грубо говоря, один человек отдает еду, а другой ее «спасает». Например, в сообществе жителей нашего жилого комплекса есть такая практика. Тут люди раздают излишки урожая с дачи, ненужные продукты и пр.
Коммерческие онлайн-платформы
Сервисы вроде Eatme, которые позволяют заведениям размещать объявления о продаже нереализованной еды с большой скидкой (50-70%), а клиентам — покупать еду, оплачивая онлайн, и самостоятельно забирать ее из кафе или ресторана. Так клиенты экономят время и деньги, а заведения решают проблему пищевых отходов.
Выйти из тени
Российские законы пока не позволяют фудшерингу выйти из тени. Сейчас ни один ретейлер не может просто отдать списанный продукт или продукт, у которого вот-вот истечет срок годности. Производитель или продавец, которые решили бесплатно передать продукты истекающим сроком годности другому юридическому лицу, должны уплатить НДС и налог на прибыль, поскольку действие классифицируется как реализация.
Получается, бизнес должен либо «продать» продукты, заплатив налоги, либо уничтожить их. Первое — дорого, поэтому мало кто готов заморачиваться. Второе — выгоднее для бизнеса, но неразумно с точки зрения рационального использования продуктов. Вот почему организации, которые не хотят выбрасывать продукты, часто отдают еду волонтерам втихую.
О том, кто обычно отдает и забирает продукты, о правилах фудшеринга и раздаче еды в кризис я и поговорила с Мариной Зориной, волонтером движения «Фудшеринг».
Кто чаще всего делится едой?
Фудшеринг практикуют простые люди. Скажем, семья завтра уезжает на дачу, либо в отпуск по горящей путевке, либо переезжает в другой город, а у них в холодильнике куча еды, которая может испортиться. Люди не могут взять продукты с собой, но и выбрасывать их не хотят — тогда они раздают содержимое холодильника всем желающим. Есть люди, которые слишком много приготовили и понимают, что не справятся с таким количеством еды. Они тоже практикуют фудшеринг, отдавая еду соседям, родным, а может и незнакомым людям.
Есть производства и магазины, которые втихую отдают остатки продуктов. Допустим, сотрудник пекарни пишет координатору нашего движения, что готов отдать остатки дрожжевого теста — 20 килограммов. Условие — приехать со своими емкостями и забрать сразу все 20 кг. То есть ты не можешь забрать пять, а остальное оставить. Поэтому волонтер приходит и забирает все тесто, а потом — по правилам сообщества — он должен раздать ⅔ того, что получил. Естественно, соблюдение правила остается на совести волонтера: человек может и приврать, оставить себе больше, не всегда этот момент контролируется. И все же золотое правило — раздать большую часть того, что забрал.
Какие еще есть правила?
Наше движение основали веганы, поэтому раздача мяса, птицы, рыбы, морепродуктов в сообществе официально запрещена.
Продукты забирает тот, кто первый записался в комментариях под постом о раздаче. Этому человеку высылаются координаты, куда приезжать за едой. Правда, некоторые люди пользуются этим: создают кучу фейковых аккаунтов, караулят объявления и в итоге забирают все, что в их районе есть. Подобное поведение может быть продиктовано психическим расстройством, такое встречалось, либо для кого-то это способ заработка. Вскрывались целые сети людей, которые забирали все и выменивали на что-то.
Бывает, первым в очереди оказывается «фейк» — с пустой страницей, созданной вчера, и тремя друзьями. Но если ты как волонтер его проигнорируешь и отдашь продукты другому, тем самым формально нарушив правило, «фейк» может возмутиться, и скорее всего «прилетит» тебе, а он окажется прав. Это несовершенство системы, но, очевидно, организаторы не нашли другого выхода из положения. Возможно, перепробовали разные варианты и этот оказался самым рабочим — отдавать тому, кто первый в очереди.
Ко мне как к волонтеру приходят в основном малоимущие люди, матери-одиночки, одинокие старики, люди с ограниченными возможностями, люди с онкологией, которые не могут работать, студенты. Я предпочитаю отдавать матерям и старикам, потому что считаю, что молодые сами заработают. Такого правила в сообществе нет, это мое личное правило.
Как стать волонтером?
Часто схема такая: человек, например, пишет под постом, что хочет постоянно забирать продукты, может делиться и готов стать волонтером. Его запоминают, а когда кто-то из волонтеров не приходит — как правило, за такое снимают с должности волонтера, — его оперативно заменяют новичком. Есть кураторы по районам, которые решают проблему: ищут замену среди волонтеров, либо сами забирают продукты, урегулируют конфликт со спонсором, который отдает еду. Координаторами по районам обычно становятся «старички».
Вообще среди волонтеров большая текучка, поскольку люди не мотивированы ничем, кроме еды. Когда ты волонтеришь ради себя, ты думаешь в первую очередь о себе. Если вдруг тебе потребовалось срочно уехать по делам, ты расставляешь приоритеты и просто не приходишь за продуктами, тем самым подводя всех. Вот почему мало кто задерживается надолго.
Как изменился фудшеринг на фоне кризиса?
Некоторое время назад стало очень много желающих — их всегда было много, но сейчас катастрофически много. Я заметила, что люди стали агрессивнее. С другой стороны, появилось много частных благотворителей.
Раньше было так: если у тебя есть лишние деньги, ты отдаешь человеку немного того, что забрала у спонсора, и дополнительно покупаешь какие-то продукты. Почему? Потому что человек специально поедет к тебе — какая-нибудь бабушка на костылях — ради продуктов на условные 200 рублей. И ты покупаешь в подарок продукты, которые ей не по карману, потому что тебе это кажется правильным. Практически каждый человек, который ко мне приезжает, приезжает с какой-то личной трагедией или ужасной финансовой ситуацией.
Так вот, появилось много людей, которые раньше не занимались такой благотворительностью, а сейчас понимают, что в кризис их финансовое положение стабильно, и решают помочь: покупают продуктовые наборы, фотографируют их и пишут в посте, сколько наборов в день готовы раздать. Порой люди даже нарушают правила группы, например, когда пишут, что раздают наборы только матерям-одиночкам. Периодически вижу посты от мужчин, которые покупают по 10-20 продуктовых наборов в день и развозят на машинах, тратя свое личное время. В некоторых наборах, кстати, содержатся продукты, которые нельзя называть.
Вообще мне кажется, что произошло послабление в правилах сообщества, стали допустимы приписки вроде «Раздаю помимо прочего то, что здесь запрещено» — явный намек на продукты животного происхождения, хотя по правилам такая еда в сообществе запрещена.
Я вижу людей, которые предпочитают отдавать продукты малоимущим семьям и матерям-одиночкам. Есть люди, которые принципиально возят продукты пенсионерам. На мой взгляд, это коренные изменения. Среда стала более голодная, многочисленная, более агрессивная, но в то же время появились частные благотворители, благотворители с человеческим лицом — обычные люди, у которых есть деньги и возможности. Это не всегда бизнесы, связанные с едой, а просто люди, которые покупают и раздают продукты. Есть люди, которые параллельно привозят средства защиты, гигиенические средства, — просто кладут их вместе с едой. Я знаю таких людей лично. Есть люди и есть проблемы — и сейчас как никогда проявляется человечность.
comments powered by HyperComments