Только экосертификация, только хардкор!
Взгляните на фотографию. Кому вы больше доверяете: Юлии Высоцкой или экомаркировке ICEA? Для меня ответ очевиден: только экомаркировки, только хардкор! Правда, нужно знать, как выглядят настоящие экологические маркировки, потому как в последнее время я всё чаще сталкиваюсь гринвошингом, подтверждённым документально. Это когда производитель заявляет, что его товар экологичный, и даже показывает подтверждающие документы, которые на деле не имеют никакого отношения к экосертификатам.
Дождались! Не прошло и полувека, как мы столкнулись с проблемой, с которой в своё время столкнулись европейские страны и США, — засилие гринвошинга. В магазинах нам продают геркулес с «повышенной экологичностью», био-швабры, а теперь и «экологичный» Fairy. В это же время из-за угла набрасывается очередной распространитель «экологичных» чудо-салфеток или продавец «экологически чистых» разделочных досок из полиуретана… Только ленивый сегодня не пытается продать нам что-то экологичное — и неважно, о продукте речь или об имидже целой компании.
Даже Black Star Burger вдруг объявили себя эко-френдли, заявив, что начнут перерабатывать одноразовые перчатки (тут логично было бы спросить, зачем вообще их использовать). Кстати, об этом стремительном «озеленении» поспешили рассказать многие СМИ, но они почему-то не задались вопросом, кто, где и во что их перерабатывает. Из скудного пресс-релиза Black Star Burger я так и не поняла, какая судьба ждёт использованные одноразовые перчатки, а компания на мои вопросы до сих пор не ответила. Ну да бог с ними! Для меня это 100500-й пример гринвошинга.
Гринвошинг — это поведение, когда компания заявляет об экологичности своих товаров и услуг безо всяких на то оснований.
Так вот, примерно то же самое переживали страны Европы и США лет 40 назад: гринвошинг на гринвошинге и гринвошингом погоняет. Но они нашли решение проблемы: в странах по всему миру стали появляться независимые сертифицирующие органы, которые разрабатывали серьёзные экологические стандарты и сертифицировали экологичные товары и услуги. Так, благодаря экологическим маркировкам, потребитель научился легко находить настоящие экотовары на полках магазинов. Экомаркировки стали самым эффективным инструментом борьбы с гринвошингом. А тот факт, что сертифицирующие органы гарантировали прозрачность всех процессов, позволил им завоевать доверие потребителей (например, экомаркировке Green Seal, которая существует с 1989 года, доверяют 95% американцев).
Наша страна, как и следовало ожидать, выбрала свой путь. Когда я только начинала вести блог пять лет назад, я написала пост, почему доверяю экологическим маркировкам. Теперь пришло время рассказывать, каким именно маркировкам можно доверять. А всё потому что в России, как грибы после дождя, одна за другой появляются организации, которые выдают (а порой просто продают) непонятные бумаги, громко называя их экологическими сертификатами. Вот только всё мировое экосообщество и международные эксперты по экосертификации с ними не согласятся.
Ведь что такое экосертификация в её правильном значении? Это когда независимый сертифицирующий орган проверяет продукт или услугу на соответствие экологическому стандарту, в котором подробно прописаны требования к составу, упаковке, производственному процессу и т.п. Стандарты эти должны находиться в открытом доступе, а проверка должна происходить не только на бумаге, но и в реальности — для этого на предприятия выезжают инспекторы, проводятся лабораторные испытания и т.п. Подчеркну ещё раз: продукт или услуга должны соответствовать специально разработанному экологическому стандарту, а не ГОСТам, СанПиН, ТУ и любым другим документам, которые никак не гарантируют экологичность.
Сегодня мне всё чаще попадаются «экотовары», которые пытаются подтвердить свою экологичность документами, не имеющими отношения к настоящим экосертификатам. Достаточно вспомнить недавний пример с неожиданно позеленевшим «Фейри» — его проверили на соответствие Единым санитарно-эпидемиологическим и гигиеническим требованиям, но при этом выдали некий «экосертификат».
А вот ещё один свежий пример — разделочная доска из «экологически чистого» полиуретана. Когда я попросила показать экосертификаты, мне прислали примерно такие же ничего не значащие бумажки (назывались они «сертификаты соответствия требованиям экологической безопасности»), в которых говорилось, что продукт соответствует — внимание — ГОСТ Р 50962-96 «Посуда и изделия хозяйственного назначения из пластмасс. Общие технические условия». При чём тут экологичность — непонятно. В переписке мне всё же попробовали объяснить, что в продукте экологичного: полиуретан считается пищевым пластиком, не вреден для организма, а после использования компания принимает ненужные доски на переработку. Понимаете?! То есть для продавца всё это говорит о том, что продукт экологичный. Жаль, конечно, его расстраивать, но это совсем не так.
И всё же шоу продолжается! Доски продолжают продавать как экологически чистые (так и пишут на сайте «Купи доску — помоги планете!»), геркулес с «повышенной экологичностью» никуда не исчез, а распространители чудо-салфеток с удвоенной яростью продолжают «спасать планету от химии и людей в том числе» (да-да, это не опечатка, я цитирую).
Бороться с гринвошингом в правовом поле в России практически невозможно. Разве что добросовестный производитель настоящих экотоваров решит подать жалобу в ФАС (Федеральная антимонопольная служба) на недобросовестного конкурента. Но тут, сами понимаете, мало кто захочет заморачиваться.
Что в такой ситуации можем сделать мы, ответственные потребители? Только одно — выбирать товары с настоящими экологическими маркировками. Если вы пока не знаете, как выглядят такие маркировки и что означают, установите на смартфон мобильное приложение EcoLabel Guide, созданное Экологическим союзом (доступно в AppStore и Google Play). Скачивайте, открывайте справочник экомаркировок — и никто не сможет вас обмануть. Правда, иногда попадаются производители, незаконно использующие ту или иную экомаркировку, но обман очень быстро вскрывается. На моей памяти в России было несколько таких случаев.
И уж точно никакие Тимати, Юлии Высоцкие и прочие не гарантируют экологичность продукта или услуги. Даже информационный ресурс в Instagram, который изначально создавался для борьбы с гринвошингом, теперь периодически этот самый гринвошинг активно поддерживает и даже защищает. Так что только настоящая экосертификация с хорошей репутацией, только хардкор! Всё остальное не может служить достаточным основанием, чтобы продукт назывался экологичным. Точка. Примите это как факт и тогда вам станет намного проще отличить правду от обмана. Ну а если захотите проверить, стоит ли доверять сертификатам, которые вам показывают, обратите внимание на следующие моменты:
- Что именно проверяет сертифицирующий орган? Соответствие каким стандартам? ГОСТы, СанПиН, ТУ — всё это не про экологичность.
- Если стандарт всё-таки есть, попытайтесь найти его в открытом доступе или попросите прислать текст стандарта, чтобы понять, какие требования к продукту он предъявляет.
А теперь напомню основные приёмы гринвошинга:
Производитель использует псевдомаркировки. Это могут быть печати с надписями типа «100% эко», зелёные листочки, приставки био-/эко- и даже значки, напоминающие настоящие экомаркировки.
Производитель объявляет продукт экологичным без доказательств. Например, на коробке с яйцами написано «эко», а экомаркировки нет.
Производитель делает слишком расплывчатые заявления. Например, утверждает, что крем для лица содержит ингредиенты, сертифицированные ECOCERT, а когда смотришь состав, понимаешь, что это всего пара ингредиентов в самом конце списка, а значит, их процент в продукте ничтожен, и сам продукт нельзя назвать экологичным.
Производитель говорит об экологических преимуществах продукта, но умалчивает о недостатках. Так, распространители салфеток Greenway говорят, что благодаря им можно отказаться от использования бытовой химии, но умалчивают, что салфетки сделаны из синтетического волокна, которое выделяет микропластик в процессе использования (и с его переработкой тоже существуют проблемы).
Производитель утверждает, что его продукт «зеленее», чем другие в той же категории, при этом категория в целом не благоприятна для окружающей среды. Как-то в Норвегии один производитель автомобилей утверждал, что его машины — экологически чистые. Вскоре после этого в рекламе авто запретили употреблять подобные термины, поскольку машины не могут нести природе ничего кроме вреда — разница лишь в степени негативного воздействия.
Производитель делает акцент на правдивые, но бесполезные характеристики. Например, соль без ГМО. Звучит смешно, когда понимаешь, что соль по своей природе невозможно генетически модифицировать — генов-то у неё нет! При этом производитель не врёт, в соли и правда нет ГМО.
Производитель просто обманывает. Например, незаконно использует экомаркировку ECOCERT или «Листок жизни».
Неэкологичные товары и услуги продвигаются через экоинициативы. Тут вспоминаем «переработку» одноразовых перчаток в бургерных.
Надеюсь, теперь вы знаете больше о том, как не стать жертвой гринвошинга. Берегите себя!
comments powered by HyperComments