H&M и сбор одежды: как же все-таки работает программа в России?

H&M и сбор одежды: как же все-таки работает программа в России?

До недавнего времени у меня были основания полагать, что H&M действительно отправляет в Германию на переработку вещи, собранные в своих российских магазинах. Я до последнего не хотела верить, что бренд будет нагло врать, рассказывая, что все вещи отправляются в Германию на сортировку, перепродажу и переработку. Трудно было поверить, что компания, чья репутация и так подмочена скандалами с потогонными производствами и уничтожением новой одежды, будет портить имидж враньем о судьбе одежды, собранной в России. Потом случилось расследование Лены Володиной, и стало ясно, что с этой инициативой в России что-то не так. Рассказываю, как развивались события вокруг программы H&M по сбору и переработке одежды.

Напомню, летом 2019 года мы, эксперты устойчивой моды, активисты и блогеры, стилисты и общественные деятели, направили коллективное письмо в отдел экоустойчивости H&M в России и главе экоустойчивости всей компании в Стокгольм. Более 100 человек, объединённых идеей сделать модную индустрию устойчивой, обратились к бренду с просьбой сделать прозрачной программу H&M по сбору и переработке одежды (именно по причине недоверия). Мы попросили рассказать, куда именно отправляются вещи, как, где и во что они перерабатываются.

Спустя некоторое время мы получили официальный ответ H&M, из которого следовало, что все текстильные изделия, собранные в России, поступают в сортировочный пункт в Германии, который принадлежит компании I:Collect (I:CO). Там они сортируются, после чего хорошие вещи продаются как секонд-хенд, а непригодные для повторного использования перерабатываются. То же самое бренд рассказал международному эксперту по экоустойчивости Ольге Джонстон-Антоновой, когда она задала вопросы о судьбе вещей из России. Запомните эту последовательность: собрали в России, отправили ВСЕ собранное в Германию, на завод партнера I:Collect, и уже там, в Германии, рассортировали, перепродали/переработали/утилизировали. Такую версию до сих пор мы слышали от представителей бренда.

Что происходило с вещами на самом деле?

В реальности все оказалось не так радужно. Блогер Елена Володина, с которой мы обсуждали эту инициативу H&M и у которой были подозрения относительно судьбы собранной в магазинах одежды, провела расследование и выяснила, что на самом деле происходит с вещами (смотрите 13-минутное видео на YouTube).

Если коротко, вот что:

  1. Собранные в магазинах H&M вещи отправляются на склад в Лыткарино (Московская область), где продаются через посредника по 25 руб./кг. Покупать их оптом могут не только секонд-хенды, а в принципе любой желающий (Лена как раз сделала контрольную закупку). Вещи упакованы в фирменные пакеты H&M!

  2. Вещи продаются в «оригинале», то есть несортированными: в каком виде вы их сдали, в том виде их и продали. Если какой-нибудь секонд-хенд покупает несколько таких мешков, то оставит себе лишь то, что сможет перепродать. А значит, драные носки, колготки, белье и прохудившаяся одежда, которые вы сюда сдали для переработки, отправятся на свалку. Вторую жизнь получат только пригодные для перепродажи вещи.

Как видите, красивая история о том, что все собранные вещи уезжают в Германию, где получают шанс на вторую жизнь, оказалась, мягко говоря, неправдой.

Как только это стало известно, мы начали задавать бренду вопросы. Видео распространялось со скоростью света, об этой истории написали многие СМИ: а покупатели начали задавать бренду вопросы в социальных сетях, требуя прокомментировать расследование.

Что ответили H&M и I:CO?

Спустя несколько дней мы получили официальные ответы H&M и компании-партнера I:Collect. Прочитать его вы можете по ссылкам. Они признали факт нарушений и заявили, что ситуация будет исправлена в кратчайшие сроки.

Я внимательно изучила письмо I:CO — компании, которая должна была контролировать все процессы в России, — и вот что могу сказать.

Я благодарна H&M за оперативную реакцию. Хотя жалко, что она последовала только после расследования, о котором написали многие блогеры и СМИ. Почти год назад, в открытом письме, мы просили сделать программу сбора вещей максимально прозрачной (именно по причине недоверия), но ответ оказался довольно стандартным и не отражающим истинное положение вещей.

Неожиданно выяснились новые факты о программе. Например, то, что в России все-таки осуществляется предварительная сортировка собранных вещей. Ранее такой информации не было, бренд утверждал, что вещи отправляются на сортировку в Германию. Кроме того, в ответе I:CO сказано, что с 2019 года (точный месяц неизвестен) вещи отправлялись уже не в Германию, а в ОАЭ. Однако еще в конце августа 2019 года H&M сообщал, что вещи отправляются в Германию. Но допускаю, что бренд мог не знать о перенаправлении потоков I:CO. Также выяснилось, что у I:CO несколько партнеров в России, не только ООО «АСТЕКС».

Хочется попросить H&M и I:CO не ограничиваться этим ответом. На мой взгляд, ставить точку рано. Важно сделать программу сбора текстиля максимально прозрачной и показать, как она работает в России. Эта информация должна быть опубликована на сайте бренда и легко доступна. Важно указать остальных партнеров I:CO в России (название компании и город). Все это необходимо, чтобы вернуть доверие бренду и программе.

Кроме того, важно перевести и пояснить схему, представленную в письме. Ту, на которой показано, как работает программа в России. Я внимательно ее изучила и мне не все понятно. Например, что подразумевается под Local Waste Management и Test Loads to Local Sorting Facilities?

Теперь главное. Я не хочу делать выводы. Не хочу говорить вам, можно ли теперь доверять H&M или нет. Можно ли нести туда одежду или нет. Вы умные люди. Вы ознакомитесь со всеми фактами и материалами, сделаете выводы и поступите так, как подсказывает вам интуиция. Думаю, в такой ситуации это будет самый правильный совет.


comments powered by HyperComments