Как я протестировала доставку ИКЕА на электрокарах
Вчера подрабатывала в доставке ИКЕА. А если серьезно — заметили на фотографии кое-что необычное? ИКЕА запустила в Петербурге пилотный проект по доставке товаров на электрокарах — возможно, вы уже слышали об этом. Вчера вместе с Натальей Бенеславской, главой отдела по устойчивому развитию в ИКЕА Россия, я прокатилась от ИКЕА Парнас до Мурино, чтобы доставить заказ, а заодно узнать подробности о проекте и глобальных планах компании.
ИКЕА тестирует доставку электромобилями с конца 2019 года: три машины уже почти год развозят заказы из ИКЕА Химки и ИКЕА Белая Дача — благодаря запуску им удалось сократить выбросы СО2 на пять тонн. Теперь проект масштабируют на Санкт-Петербург. У нас на момент запуска проекта доставка осуществляется только из ИКЕА Парнас на двух электромобилях Renault Kangoo (тут важно отметить, что всего для доставки товаров в городе ИКЕА использует порядка 40 автомобилей).
Поначалу может показаться, что 2-3 электромобиля на такие мегаполисы, как Москва и Санкт-Петербург, это капля в море, и что сокращение выбросов СО2 всего на пять тонн — маловато для гиганта вроде ИКЕА. Признаюсь, у меня такая мысль промелькнула. Но в процессе обсуждения проекта и глобальных целей ИКЕА я поняла, на что замахнулась компания в России — и это будет ох как непросто.
Оказывается, ИКЕА поставила перед собой цель полностью перейти на экологичные виды транспорта до 2025 года. Естественно, в России для этого придется приложить гораздо больше усилий, и вот почему.
У нас слабо развивается инфраструктура. В Петербурге и Ленобласти всего несколько десятков зарядных станций для электромобилей. Возможно, они закрывают существующую потребность, но их недостаточно, чтобы способствовать популяризации электротранспорта. К слову, мой муж был бы рад купить электромобиль, но плохо развитая инфраструктура — серьезный сдерживающий фактор.
Небольшой выбор электрокаров и их высокая стоимость из-за низкого спроса — второй сдерживающий фактор. Например, у ИКЕА доставку осуществляют 250 машин, и реальность такова, что на полную замену автопарка нужен огромный бюджет. Проблему можно решить, если не только ИКЕА, но и другие крупные компании захотят перейти на электротранспорт. Тут все просто: вырастет спрос — вырастет предложение — снизится стоимость машин. Но другим компаниям страшно. Знаете почему? Слабая инфраструктура и высокая стоимость электромобилей.
Получается замкнутый круг. Магазинам страшно, потому что дорого и нет инфраструктуры. Логистические компании не получают от своих клиентов запросов на доставку электротранспортом. Компании, которые могут обеспечить инфраструктуру, не понимают, для кого ее создавать. Результат — воз и ныне там. В такой ситуации ИКЕА решила стать драйвером изменений. Сегодня компания работает над тем, чтобы объединить все заинтересованные стороны, показать им преимущества перехода на электротранспорт и совместными усилиями сдвинуть процесс с мертвой точки. Тем более, по словам Натальи, создание инфраструктуры — не такая уж сложная задача.
Именно поэтому ИКЕА начала с малого — запуска пилотных проектов с несколькими электрокарами. В компании хотят понять, как электромобили ведут себя в условиях российской зимы и какие есть слабые места, помимо очевидных. Ведь, согласитесь, было бы глупо ввалить кучу денег в полную замену автопарка в стране, где практически отсутствует инфраструктура для электротранспорта. Если эксперимент окажется удачным, компания планирует расширить автопарк.
Я, конечно же, хочу, чтобы у ИКЕА всё получилось, потому что верю: будущее — за электрическим транспортом. Помню, как еще в 2012 году в Таллине я брала интервью у руководителя программы электромобильности ELMO Ярмо Туиска. Мы говорили о том, как Эстония активно переходит на электрокары, — и уже тогда по улицам эстонской столицы можно было передвигаться на электротакси. Вы, конечно, можете возразить, что Эстония — маленькая страна, но я убеждена, что для России с ее ресурсами нет ничего невозможного, тем более выгода электрокаров очевидна.
Например, вы знали, что сейчас электрозарядки в Петербурге и области бесплатные? Вы просто получаете карту клиента в «Ленэнерго» и заряжаете свой электрокар на одной из станций. Кстати, в ТЦ МЕГА зарядные станции тоже есть: они установлены уже в восьми торговых центрах из 14. И да, здесь зарядить электрокар может любой желающий бесплатно. Еще один бонус — бесплатные парковки для электротранспорта в Петербурге, даже в центре. А теперь представьте, что появляется развитая инфраструктура для электротранспорта. Конечно, со временем зарядка станет платной, но все равно расходы будут ниже, чем на автомобиль с ДВС.
Что же касается «пилота» ИКЕА, считаю, они молодцы. Пока у них всего два электрокара в Питере (+ машины в Москве), но они работают как полноценные машины: развозят заказы по нескольким точкам доставки в конкретной зоне, с учетом расстояния, которое может преодолевать электрокар с полным зарядом (270 км в идеальных условиях, 200 км — стандартные условия с полной загрузкой, 120 км — зимой с полной загрузкой). Например, к нам в Мурино доставляют легко. Вы, кстати, можете даже не подозревать, что ваш заказ привезли на электрокаре. Как тот, что мы доставили вчера.
Такие дела. Надеюсь, ИКЕА добьется успеха и мы увидим, как в России начнет развиваться инфраструктура для электротранспорта.
comments powered by HyperComments