Нина Сенская: «Я увидела обратную сторону модной индустрии»

Нина Сенская: «Я увидела обратную сторону модной индустрии»

Буквально на днях выходит моя книга «Гардероб наизнанку», в которой я рассказываю о том, как индустрия моды уничтожает планету и что с этим можем сделать мы все, от дизайнеров до потребителей. Специально для книги я сделала интервью с Ниной Сенской, дизайнером одежды и создательницей, на мой взгляд, лучшего инстаграм-блога об устойчивой моде @statussustainable. До того как уехать в Хельсинки учиться на дизайнера устойчивой моды в магистратуре университета Аалто, Нина три года работала в фаст-фэшн-бренде в России. В конце 2019 года мы встретились в Финляндии, чтобы поговорить, почему однажды она решила уйти из быстрой моды.

В блоге я публикую полную версию интервью. Его большая часть вошла в мою книгу «Гардероб наизнанку», вышедшую в издательстве БОМБОРА.

Обязательно подпишитесь на блог Нины в Instagram @statussustainable, чтобы знать, как устроена модная индустрия и что такое устойчивая, экологичная и этичная мода.

Нина Сенская, дизайнер одежды и создательница блога об устойчивой моде

О причинах ухода из фаст-фэшн

Будучи частью фаст-фэшн-бренда, ты участвуешь в производстве огромного количества одежды, но в какой-то момент понимаешь, что нет нужды производить столько. Например, когда видишь, сколько вещей уходит на распродажи, или когда приходит одежда с дефектами.

Я осознала, какой ущерб окружающей среде наносит мода, во время командировок на производства. Однажды во время поездки в Китай мы отправились в один из городов — лидеров по производству текстиля — там базировались наши поставщики. Мы вышли из здания железнодорожного вокзала, расположенного на возвышенности, и увидели перед собой город, покрытый серо-белой пеленой смога. Когда мы попытались выяснить у встречающего нас менеджера (молодой девушки лет двадцати), из-за чего такая плотная пелена над городом, она даже не поняла, о чем мы спрашиваем — настолько привычной картиной был для нее этот вид. Она даже не представляла, что может быть по-другому, потому что, как оказалось, она ни разу не выезжала из города, не путешествовала. Тогда я осознала, что таких людей, особенно молодых, очень много, и они не знают, как это — дышать чистым воздухом и видеть далеко впереди себя.

В Шанхае все жители города, прежде чем выйти из дома утром, всегда смотрят в специальном приложении качество воздуха, чтобы понять, понадобится им маска или нет. Поскольку мы приехали в город ненадолго, маски решили не покупать. В один из дней воздух был очень загазован, все вокруг надели маски, и мне вдруг стало не по себе без нее.

Шаосин — столица текстильной промышленности

В этих поездках я увидела обратную сторону модной индустрии и то, к каким последствиям приводит производство одежды. Это заставило меня задуматься, хочу ли я дальше принимать участие во всем этом. У меня много знакомых, которые, проработав в фаст-фэшн-индустрии, ушли в медленную моду или в принципе перестали заниматься модой, решив, что лучше и вовсе ничего не производить, ведь и так всего много. Возможно, для кого-то это выход, но когда ты чувствуешь, что хочешь реализовывать себя через дизайн одежды, чувствуешь, что это сделает тебя счастливым, лучше делать это экологично и этично. В принципе, как и в любой другой отрасли, которая связана с производством чего бы то ни было.

Я верю, что дизайнер может способствовать решению насущных экологических проблем через свою деятельность, может изменить индустрию, просвещать свою аудиторию и формировать таким образом новое общество осознанных потребителей. Оставаясь в индустрии, нужно понимать, что ты здесь для изменений.

О свободе дизайнера

В слоу-фэшн-бренде у дизайнера есть время продумать все детали новой коллекции, создать что-то креативное и необычное, потому что количество производимых коллекций и темпы производства позволяют это сделать. В фаст-фэшн-бренде, который выпускает новую коллекцию каждый месяц или чаще, времени на обдумывание практически нет.

Нужно понимать, что фаст-фэшн — это такая бизнес-модель, где необходимо предложить покупателю понятное, доступное, модное и желательно похожее на то, что было на подиумах у известных дизайнеров, что будет в гардеробах у селебрити. Именно поэтому фаст-фэшн-бренды интерпретируют коллекции модных дизайнеров. Проще говоря, идет копирование с определенными видоизменениями, чтобы это не противоречило общей концепции бренда. В такой модели креатив дизайнера не нужен.

Допустим, Yves Saint Laurent показывает на подиуме некое дизайнерское платье на следующий сезон. Баеры в фаст-фэшн-брендах оценивают его рентабельность и ставят задачу перед дизайнером создать нечто похожее, но в разы дешевле. Дизайнер должен обладать сильной технической базой, знать особенности ткани и фурнитуры, иметь глубокие знания по части конструкции и пошива изделия, так как ему необходимо быстро отрисовать эскиз, подобрать ткань и фурнитуру, подготовить пакет технической документации, совместно с конструктором, технологом и портным произвести образец изделия, которое затем будет отшиваться массово. Все эти знания помогут не совершить ошибок, которые недопустимы, если бренд выпускает вещи в больших объемах. Твоя ошибка — это потеря большой прибыли для компании.

Баер постоянно курирует работу дизайнера одежды — эти два специалиста работают в связке. Они трудятся над тем, чтобы конечная цена изделия не превысила запланированную закупочную цену. Если не получается, то что-то приходится менять: ткань, фурнитуру, технологию обработки, принты и так далее. Или страну-производителя.

Сейчас Китай уже не является страной, в которой можно произвести одежду дешевле всего. Здесь вырос уровень профессионализма, поэтому выросла и стоимость работы — и по этой же причине производство одежды массового спроса постепенно переходит в другие развивающиеся страны вроде Бангладеш, Мьянмы, Камбоджи.

О прибыли и бесконечных распродажах

Самая закрытая информация в фаст-фэшн-брендах — ценообразование. Никто никогда вам не скажет, какова себестоимость изделия, а она очень мала. Как мала и стоимость пошива на фабриках в развивающихся странах, где люди живут в бедности. Бесконечные распродажи привлекают людей, мотивируют их покупать больше одежды, тем самым поддерживая фаст-фэшн-бренды с их практикой отшива на потогонных производствах. Труд обесценивается.

О плюсах и минусах работы фаст-фэшн-дизайнера

Каждый фаст-фэшн-бренд самостоятельно выстраивает тактику работы дизайнера. Есть бренды, в которых дизайнер отвечает за конкретную категорию: один разрабатывает только брюки, другой — платья костюмной группы, третий — юбки, четвертый — джинсы и так далее. Есть бренды, где дизайнер одежды отвечает за весь ассортимент линейки — я занималась именно этим. Я успела поработать с разным ассортиментом и понимаю, как создать пальто, джинсы, пуховик, платья, худи, как работать с вязаным трикотажем. Плюс ко всему, поток проектируемых вещей в фаст-фэшн большой — около 20–30 в месяц. Это позволяет наработать большой багаж знаний и навыков за короткое время. Если же ты работаешь в небольшом слоу-фэшн-бренде, через тебя проходит не так много вещей: всего две-три коллекции в год в среднем по 20–25 луков каждая — этого недостаточно, чтобы получить необходимый опыт и знания за короткий срок, но достаточно, чтобы развивать креатив и нестандартность мышления.

На текстильных выставках, если ты представляешь фаст-фэшн-бренд, тебе открыты все двери. Желание любого поставщика — получить крупный заказ. Большинству из них неинтересно работать с небольшими компаниями, поэтому на выставках поставщики неохотно завязывают отношения с маленькими брендами. А вот заказы тиражом в 3–5–10 тысяч и выше на одно изделие мотивируют их быть очень общительными и дружелюбными.

Фаст-фэшн-дизайнер располагает огромной библиотекой текстиля: разные плетения, физические свойства, плотность, покрытия, эффекты — с таким широким ассортиментом интересно работать. На рынке экологичных тканей пока нет такого разнообразия, и это сильно ограничивает полет фантазии. Сегодня в мире не так много поставщиков, которые предлагают интересные альтернативы. Ниша экологичных тканей только развивается, но делает она это очень быстро.

Дизайнер экологичного или устойчивого слоу-фэшн-бренда должен понимать, что охватить широкую аудиторию проблематично. Во-первых, не все люди могут купить такую одежду из-за высокой цены, во-вторых, не все хотят ее носить. К сожалению, до сих пор у многих людей экологичная и устойчивая мода ассоциируется со старомодными силуэтами, неприятными тканями, блеклыми цветами и хиппи. Но это уже не так. Рынок изменился. Сейчас экологичные ткани по качеству превосходят обычные.

Дизайнер одежды должен помнить: даже если он использует устойчивые ткани, а дизайн хромает, такие вещи будут никому не нужны, пусть они и на 100 процентов экологичны. Дизайн — вот что выходит на первое место. Сейчас существует огромное количество устойчивых брендов со стильным дизайном, хорошим маркетингом, цепляющей концепцией и большим количеством поклонников, число которых постоянно растет.

О главном мифе фаст-фэшн

Самый живучий миф — в мнимом благополучии. Человек покупает себе много одежды и думает, что он мгновенно становится модным, стильным, богатым и всем нужным. У него забит гардероб, он может менять образы каждый день — со стороны кажется, что у него есть деньги, что он богат. Это заблуждение, потому что чем больше человек покупает одежды в фаст-фэшн, тем беднее он становится, тем больше мусора производит, тем больше загрязняет природу, ведь одежда из масс-маркета не живет долго из-за некачественных материалов, и потому ее приходится чаще обновлять.

О любимых устойчивых брендах

Pangaia производит свой ассортимент из экологичных тканей, которые проходят натуральное и эко-френдли окрашивание. Бренд нравится мне за свой инновационный подход к созданию одежды. Pangaia сотрудничает с учеными, владеет собственной лабораторией, поэтому есть возможность сделать что-то уникальное. В коллекциях используется органический и переработанный хлопок, есть ткани на основе водорослей. Уникальностью отличаются пуховики с наполнением из цветов вместо пуха. Технологию разрабатывали десять лет! У меня есть несколько вещей бренда, они хорошо сидят и в них комфортно.

View this post on Instagram

A post shared by PANGAIA (@thepangaia) on

Мне нравится, как работает британский дизайнер Кристофер Реберн, он очень креативный. Его называют королем апсайклинга, потому что он работает с отжившими свою основную жизнь вещами: списанными парашютами, парусами, солдатской униформой, водолазными костюмами и так далее. Проще говоря, из мусора он создает новые, стильные и функциональные вещи.

Еще один интересный бренд — испанский Ecoalf. У него очень харизматичный лидер, Хавьер Гойенече, которому веришь на слово. Ecoalf был создан с миссией — уменьшить количество мусора на Земле и производить коллекции только из переработанных материалов. Бренд активно очищает океан: в сотрудничестве с рыбаками вылавливает мусор и перерабатывает его в новую ткань. С 2017 по 2020 год Ecoalf сотрудничал с министерством окружающей среды Таиланда, которое пригласило компанию очистить их береговую линию от мусора. Бренду помогали местные дайверы, рыбаки, а также более тысячи волонтеров, которым небезразлична судьба их страны. Сейчас Ecoalf работает с Грецией, борясь за чистое Средиземное море. Бренд производит в основном базовую одежду, которая подходит всем, — и это хорошо, ведь так устойчивая мода, что называется, уходит в народ.

Добавлю, что ежегодно появляются сотни новых брендов с фокусом на устойчивость по всему миру. Индустрия устойчивой моды развивается и пополняется новыми именами. Мы живем в удивительное время: мы свидетели изменений традиционной модной индустрии. К какому результату это нас приведет — покажет время.

Иллюстрация на обложке: Alamy / The Guardian.


comments powered by HyperComments