Пластик, который всегда с тобой
С тех пор, как в 1965 году был запатентован первый пластиковый пакет, мы произвели 8 миллиардов тонн пластика. Учитывая, как долго пластик разлагается, можно предположить, что он все еще где-то лежит. Не только тот первый пакет, а все эти миллиарды. Да, что-то перерабатывают, что-то сжигают на МСЗ, но большая часть по-прежнему где-то лежит. Как мы дошли до такой жизни? Как из изобретения, облегчающего жизнь, пластик превратился в одну из серьезнейших экологических проблем?
Если взглянуть на историю создания пластиков, вы увидите, что они совершили настоящую революцию, а некоторые из них, как ни парадоксально, в буквальном смысле спасали природу. Взять хотя бы целлулоид — пластмассу на основе целлюлозы, созданную Джоном Уэсли Хайаттом и зарегистрированную в 1870 году под торговой маркой Celluloid. Этот материал заменил слоновую кость, которую использовали для производства бильярдных шаров. Заменил так же, как искусственный шеллак заменил натуральный.
Конечно, едва ли промышленниками двигала любовь к природе, когда они занялись массовым производством пластиковых товаров. Дело было в удешевлении производства — в банальной экономии на материалах. Бильярдные шары из искусственного материала дешевле, чем шары из слоновой кости. Мебель из пластика дешевле, чем мебель из массива дерева. А одежда из синтетических тканей дешевле одежды из тканей натуральных.
В то же время различные виды пластика стали настоящим открытием для промышленности. Вспомним бакелит — первый пластик, изготовленный из синтетических компонентов химиком Лео Бекеландом в 1907 году. Благодаря его электрической непроводимости и термостойким свойствам бакелит использовали в электрических изоляторах, корпусах для телефонов, а также для производства других важных вещей. Ну и я не говорю уже о пластиках в медицине, автомобилестроении и пр.
Думаю, вы согласитесь, что пластики — неотъемлемая часть нашей жизни и определенно полезное изобретение. Но когда все вышло из под контроля? Когда мы начали использовать меламиновую пену, из которой до недавнего времени делали прекрасную изоляцию, для производства одноразовых губок для посуды? Назвать какой-то конкретный момент сложно, поскольку свою роль сыграло множество факторов, помимо желания удешевить производство: глобализация, стремительный рост населения, появление огромного количества производителей, желающих выделиться среди конкурентов, и пр.
Помню, как на полках магазинов стали появляться продукты в фасовочных мешочках. С детства я очень любила вафли, поэтому в память врезался именно этот момент: ты заходишь в магазин, а там на полках вафли уже не в больших картонных коробках, а в прозрачных пластиковых пакетах — заботливо расфасованные. Следом в пакеты очень быстро спрятали хлеб — и понеслась.
А какой диковинкой были пластиковые пакеты с разнообразными рисунками и изображениями! Они продавались как самостоятельный аксессуар — и мы с подружками выбирали себе пакет покрасивее (как сейчас помню, у меня был с Леонардо Ди Каприо), чтобы носить в нем сменку в школу. Естественно, пакеты берегли. Никому и в голову не приходило выбрасывать их после первого или 21-го использования. Носили до последнего, а если на пакете вдруг появлялась дыра — где-то в области глаза любимого киноактера, — я чинила его, заклеивая изнутри.
Сейчас это кажется дичью — ну, порвался какой-то кусок пластика, так выброси и купи другой. Мы очень быстро привыкли относиться ко многим вещам как к одноразовым. Многие из тех, кто когда-то стирал и чинил один и тот же пластиковый пакет, с каким-то особым наслаждением пользуются одноразовым пластиком, выбрасывая пакеты после первого же использования.
Так пластиковый мусор быстро превратился в глобальную проблему. Но проблема оказалась не в пластике, а в людях — в том, как и для чего мы его используем.
Когда-то мы легко обходились без пластиковых соломинок для напитков, хлипких фасовочных мешков, пластиковых пакетов, чрезмерной упаковки и прочих «благ» современной цивилизации. Нам и в страшном сне не снились покупки «пакетик в пакетике», когда ты пытаешься достать еду, но снова и снова натыкаешься на упаковку. Сейчас же все это в порядке вещей. Порой кажется, что жизни «до» не было, но она была — и я ее очень хорошо помню. Просто однажды кто-то решил заработать на пластиках и под соусом мнимого удобства начал продавать его нам напрямую и косвенно. Напрямую — через пакеты для мусора, косвенно — через моду на соломинки в напитках. Так мы забыли, что пить можно ртом, а выносить мусор — в ведре с газеткой.
Сегодня экологисты выходят на тропу войны с пластиком, порой забывая один важный момент: бороться надо не столько с пластиком, сколько с людьми, которые его используют там, где не нужно. С теми, кто использует неперерабатываемые виды пластика. С теми, кто производит такой пластик. Точнее, с ними нужно не бороться, а разговаривать и договариваться. Показывать, что так больше нельзя и что последствия слишком серьезны. Показывать, что нас не устраивает как потребителей, и заставлять меняться. А еще нам нужны повсеместная маркировка пластиков, их сбор и переработка в новое сырье.
Пластик не уйдет из нашей жизни, но в наших силах ограничить его использование и наладить переработку.
comments powered by HyperComments