Парфюмер Лена Турман: «100% натуральные духи существуют»
В своё время я пользовалась парфюмом, выбирая его исключительно по аромату — мне было неважно, натуральный он или синтетический. Потом был перерыв в несколько лет, когда я не пользовалась ничем, а этим летом я снова решила выбрать аромат, который мне откликнется. Так у меня оказались синтетический Demeter и натуральные духи парфюмера Лены Турман — летние, с сочным ароматом тархуна. В последний я влюбилась с первых же нот и, недолго думая, решила встретиться с его создательницей, чтобы поговорить о натуральной парфюмерии, синтетических ароматах и о том, насколько был прав Зюскинд, так ярко описавший жизнь и смерть Жана-Батиста Гренуя в своём знаменитом романе «Парфюмер».
Лена, как становятся парфюмерами?
У каждого свой путь. Но чаще всего это стремление к новому опыту. Как правило, у парфюмеров хорошо развито обоняние, через нос они воспринимают мир. Кто-то познает мир, глядя на картины, а парфюмеры — чувствуя запахи. Они изучают, чем пахнет всё вокруг: дома, улицы, растения, другие люди.
То есть Зюскинд был недалёк от истины.
В каком-то смысле да, но женщин всё-таки бессмысленно варить. И там показан настоящий талант, уникум, которых в мире крайне мало. На самом деле, работа парфюмера — это труд, как и любое дело. 30% всего времени занимает творчество, все остальное — ежедневные усилия по доработке и «докручиванию» аромата, его фильтрации, настаиванию, созданию описания, этикеток и другая, в том числе административная работа.
Где учат парфюмеров?
Самые известные — Международный институт парфюмерии, косметики и пищевых ароматизаторов (ISPICA) в Париже, Школа швейцарского парфюмерного концерна Givaudan и Грасский институт парфюмерии. В Москве выпускница Грасского института проводит курсы для будущих парфюмеров. В нём четыре блока, по неделе обучения каждый, последний блок — в Грассе, на базе института. После обучения вы не станете дипломированным парфюмером, но определённое представление о парфюмерии получите.
В Петербурге есть Школа парфюмеров на базе Музея парфюмерии. Основана школа Элиной Арсеньевой, парфюмерным историком, и Натальей Светлой, частным парфюмером. Обучение длится год, изучают как историю парфюмерии с дегустацией винтажных ароматов, так и парфюмерные компоненты, а потом на практике делают духи по заданным параметрам. Именно эту школу я и закончила.
В любом случае, самое важное в этой работе — практика, по большей части самостоятельная.
Как ты к этому пришла?
Ближе к 30-летию я начала задавать себе вопросы: что дальше? кем я хочу быть? Появился интерес делать что-то самой. Вместе с тем мне сложно было найти свои духи: ничего не нравилось и не хотелось. И вдруг я узнаю, что в Петербурге есть Музей парфюмерии, и там же настоящий парфюмер проводит мастер-класс по созданию аромата. Недолго думая, отправилась туда! Дальше как в тумане — с первого раза у меня получается мой аромат, это вдохновляет, окрыляет. Наталья Светлая приглашает на собеседование в Школу парфюмеров, утверждая, что у меня получится, есть способности. Конечно же, иду на него!
В Школе парфюмеров обучение строится на знании истории и практическом опыте: раз в неделю — парфюмерное искусствоведение, где Элина Арсеньева рассказывала о парфюмерах прошлого и настоящего с дегустацией её коллекции (а там и винтажи середины XX века), второе занятие — практическое, с парфюмером Натальей Светлой, где мы изучали компоненты, запоминали их и тренировали ольфакторную память (способность распознавать ароматы — прим. ред.). Духи тоже делали, конечно! Учебный год прошёл на одном дыхании, и вот он — самостоятельный опыт и практика.
У тебя врождённая способность различать запахи?
Вообще нет, но ведь её можно развить. Упорным трудом и постоянными занятиями. Меня часто спрашивают, могу ли я почуять что-нибудь в радиусе километра. Нет, не могу. Я могу понять какие-то ноты в духах, но весь состав не назову. Даже профессионал этого не сделает. Персонаж Зюскинда мог. Наверное, есть два-три человека на планете, которые могут. Это большая редкость.
Кстати, кофе парфюмерам можно?
Можно. Конечно, если парфюмер занят созданием аромата, лучше в процессе пить воду или чай, но полного запрета на кофе нет. Я где-то читала интервью с французским парфюмером, и он говорил, что есть куча мифов вроде того, что парфюмерам нельзя курить, да ничего нельзя, чтобы нюх не испортился. Это не так. Главное вовремя лечить насморк, а всё остальное можно, просто в небольших дозах.
Что становится определяющим в создании аромата?
Идея. Если она есть, при помощи наставника — он нужен на первых порах — ты сделаешь что угодно. Так я провожу и свои мастер-классы. Бывает, хочется поэкспериментировать, смешать разные ароматы, но это уже опыты. Если стоит задача сделать конкретный аромат, сначала придумываешь идею. Для этого нужно знать компоненты, помнить, как они все пахнут — и тут нужна практика.
Расскажи про свой первый аромат. Каким он был? Делала его для себя?
Если брать первый аромат в моей сегодняшней коллекции, это «Липовая аллея». Идея пришла во время велосипедной прогулки по Старому Петергофу: тёплое лето, самая середина, цветущие липовые деревья, пахнет зеленью, скошенным сеном и мёдом. Очень вдохновилась и на следующий день села воспроизводить эту картину. На мой взгляд, удалось! Отзывы это тоже подтверждают.
Как парфюмер выбирает, создавать ароматы из натуральных ингредиентов или синтетических?
У каждого своя концепция. Есть гильдия натуральных парфюмеров, она находится за рубежом и в ней около 50 парфюмеров, если не ошибаюсь. Её основательница Аманда Афтель живёт в Калифорнии, как и многие другие парфюмеры. Они делают духи из натурального сырья на спиртовой основе — часть сырья, кстати, производится там же, в Калифорнии. В России есть несколько парфюмеров, работающих с натуральным сырьём, например, Анна Зворыкина, которая выпустила книгу «От гвоздики до сандала». Я зачитываюсь её статьями. Они биолог по образованию, тоже делает натуральные духи. Причём она не против синтетических, просто есть альтернатива, которая ей ближе. Мой преподаватель Наталья Светлая тоже начинала как натуральный парфюмер, но позже познакомилась с аромахимией и поняла, что не хочет себя ограничивать, а будет работать и с тем, и с другим. Так что это выбор каждого.
Почему ты сделала выбор в пользу натуральных?
На самом деле я не знаю, что будет дальше. Я пробовала использовать синтезированные молекулы — это интересный опыт, потому что в природе нет, например, натурального эфирного масла ландыша. Духи с ландышем и сиренью это заведомо молекулы — таких эфирных масел нет. И подобных ингредиентов много, когда растение пахнет хорошо, а эфир не получить. Я пробовала работать с молекулами, но мне некомфортно. Я люблю каждое эфирное масло за то, что оно пахнет сразу многими вещами, а молекула чаще всего пахнет чем-то одним. К тому же с молекулами сложнее работать, нос сильно устаёт, мне тяжело. Если с натуральными я могу работать 5-6 часов — не каждый день, но могу, то с молекулами — максимум час. После нос перестаёт что-то чувствовать.
При этом я не против синтетических духов, но пока у меня «натуральная» концепция. Мне нравится работать с природным сырьём. К тому же я знаю, что есть любители такой парфюмерии — те, кто хочет пользоваться только натуральными духами.
К слову, неоднократно слышала, что полностью натуральных духов не бывает.
Неправда. 100% натуральные духи существуют — я такие делаю.
Насколько натуральные духи стойкие? Если сравнивать с синтезированными.
Это сильно зависит от аромата. В целом они менее стойкие, потому что не используются фиксаторы (как правило синтезированные). Но если это какой-то шипр, сложная конструкция, где 20-30 компонентов, аромат будет держаться от трёх до пяти-семи часов. Если же это что-то лёгкое, цитрусовое, цветочное, нежное, то они будут держаться меньше.
Сколько в среднем ингредиентов содержат натуральные духи?
Если это что-то сложное, когда аромат меняется, постепенно раскрывается, тогда это 20-30 ингредиентов, иногда даже 40, но я не люблю использовать много компонентов. Каждое эфирное масло довольно сложное, и если смешать 40, может получиться компот. Такого нужно избегать. В среднем 15-20 ингредиентов позволяют создать хороший аромат.
Можно как-то понять, натуральные передо мной духи или нет?
Практически невозможно. Многие синтезированные молекулы пахнут чисто — человек не поймёт, натуральный состав или нет. Да и профессионал не всегда сможет отличить.
То есть производитель может использовать синтетику, но написать «натуральные духи»?
Теоретически да. Можно сделать анализы, но кто это будет делать? Поэтому следует изучать историю бренда и решать, доверять или нет. Всё сводится к доверию. Важно помнить, что из натурального сырья не сделать, например, свежие морские ароматы — это однозначно молекулы, причём молекулы не самые дорогие.
Как происходит создание аромата?
Как я уже сказала, сначала придумываю идею, потом подбираю компоненты. Дальше составляю формулу с пропорциями ингредиентов и начинаю делать: смешиваю и пробую по ходу — нравится или не нравится. Изначально я примерно представляю, что получится, но нужно обязательно подождать хотя бы неделю, а лучше две-три, чтобы аромат созрел. Он всегда чуть-чуть меняется — не кардинально, но изменения происходят. Он становится более гладким, более приятным.
Где ты берёшь ингредиенты?
В основном заказываю во Франции или США, там много натуральных эфирных масел. В России есть хороший поставщик, который закупает натуральные ингредиенты во Франции и Америке.
Когда аромат готов, тестируешь на друзьях?
Я проверяю на всех своих знакомых и друзьях, потому что мне может нравится одно, а окружающим другое. Изначально делаю 100 мл и смотрю, как люди реагируют.
Ты когда-нибудь делала духи в подарок близкому человеку? Как ты понимала, какой аромат ему нужен?
Мой мужчина не так избирателен, носит один из ароматов моей коллекции. Делала однажды духи подруге по описанию: она сказала, чего бы хотелось, я сделала по описанию и отправила — потом она добавку просила, понравились!
Делать аромат на своё усмотрение не люблю. Я понимаю, что духи — это очень личное, и даже если мне кажется, что человеку на 100% подойдёт, делать по-своему не буду. Обязательно дам на пробу и спрошу, всё ли нравится, что хочется поменять. Я за то, чтобы духи приносили радость.
Сколько спирта в духах?
Чтобы ответить на твой вопрос, я должна рассказать о классификации парфюма. В духах больше всего душистых веществ — 20-30%, поэтому они более стойкие и насыщенные. В парфюмерной воде душистых веществ 15-20%, а в туалетной воде их — 10-15%. Есть ещё одеколон — 3-5%. Всё остальное — спирт и вода.
Вода?
Да. Чаще всего используется не просто спирт, а смесь спирта и воды, потому что какие-то компоненты лучше растворяются в воде. Но спирта всегда больше, чем воды, и пока лучшей альтернативы ему не нашли.
От чего зависит, как раскрывается аромат и раскрывается ли вообще?
Это зависит от количества компонентов, насколько правильно они скомпонованы в формуле, от самой идеи. Когда в духах есть хотя бы три-четыре компонента разной летучести, все они будут раскрываться по мере испарения. Например, у нас аромат из бергамота, жасмина и сандала. Сначала «улетит» бергамот, так как его молекулы самые лёгкие по сравнению с остальными, потом — жасмин и сандал. И чем богаче каждый из «слоев» (база, сердце, верх), тем интереснее они будут раскрываться и пахнуть. Тут важно тоже не переборщить, как и везде.
Как понять при выборе духов, каким будет аромат?
Всегда нужно подождать — минимум три часа. Нанести (лучше на себя) и понаблюдать, как раскрывается аромат. К тому же духи в разную погоду будут пахнуть по-разному, и ваше настроение сильно влияет на восприятие аромата. Это проверено. Весной я влюбилась в один аромат с базиликом, он был прекрасен. Я попробовала его снова спустя два месяца — уже летом — и поняла, что он меня душит, он мне неприятен.
Почему ты решила создать летние ароматы? Почему базилик, тархун? Что тебя вдохновило?
Меня давно все просили сделать что-то летнее, свежее, лёгкое. Для натуральной парфюмерии такие ароматы — почти миф, потому что даже самые лёгкие кажутся людям непривычно тяжёлыми. К такому нужно привыкнуть, и уже со второго, третьего раза тот, кто хочет найти лёгкие натуральные духи, найдёт и распробует их. Выбор невелик, когда делаешь из натурального сырья. Лёгкими будут зелёные и цитрусовые ноты, плюс нужна лёгкая база, чтобы аромат держался, а держится он, как правило, на древесных ароматах, на смолах, молекулы которых тяжелее. Сделать относительно стойкие свежие натуральные духи — задача непростая.
Назови свой любимый аромат из твоих духов. Почему именно он?
Люблю почти все, а вот носить предпочитаю Антананариву (столица Мадагаскара). Мне хотелось сделать духи для себя, цветочные и в то же время с богатой древесно-смолистой базой. И они получились. Это рассказ о жарком южном городе, где вечное лето, запахи пряностей, цветов и деревьев. Очень его люблю практически в любое время года, даже в жару.
Есть рекомендации, куда лучше наносить духи?
Основная рекомендация — цитрусовые лучше не наносить перед выходом на солнце, поскольку они могут вызывать фотосенсибилизацию. Если натуральные духи насыщенные тёмные, на светлую одежду лучше их не распылять. Чаще всего одежда не пачкается, но это мера предосторожности. На волосы наносить можно, но из-за спирта усердствовать не стоит. Можно распылить духи в воздух и пройти под облаком. Либо наносить на точки пульсации, летом — под коленки.
Гренуй хотел создать идеальный аромат, а у тебя есть похожая мечта? Аромат, который ты очень хочешь создать, но пока не получилось.
Да, есть. Причём вариаций на тему много, мне они все нравятся, но вот немного не то. У меня даже есть название и этикетка! Так что всё впереди!
В Санкт-Петербурге попробовать духи Лены Турман можно в магазине Zelenika. А если найдёте свой аромат и решите купить, по коду imorganic вам сделают скидку 10%.
Фотографии из личного архива Лены Турман.
comments powered by HyperComments